Практический совет по безопасности грузоперевозок

По данным Росстата автотранспорт лидирует по количеству перевезенного груза в сравнении с остальными видами транспорта. В 2015 году было перевезено более 5 миллиардов тонн грузов на 232 млрд. тонно километров.

Неудивителен интерес со стороны криминальных элементов к происходящему на дорогах. В статье ниже мы постараемся предупредить вас об опасностях, c которыми можно столкнуться при перевозке ценных грузов.

Распространенные виды хищения:

– хищения с охраняемых и неохраняемых стоянок, кражи и грабежи происходящие при остановках и стоянках на ночь в неосвещенных местах;
– на трассах – людьми переодетыми в форму ГИБДД, хищения и грабежи с помощью заранее устроенных засад в безлюдных и глухих местах;
– хищения при участии водителей транспортных средств, которые являются наводчиками и членами преступных групп.

Способы хищения также многообразны. Это могут быть:

– угон автомобиля с товаром;
– разрезка тента и перегруз в рядом стоящую машину преступников;
– отжим домкратами дверей с хищением части товара;
– демонтаж дверей с контейнеров;
– вскрытие с полной заменой пломб,
– на ходу, на подъемах, на сложных участках трасс при движении автомобиля с небольшой скоростью с использованием специальных лесенок и приспособлений.
– при ДТП, когда водитель не в состоянии обеспечить сохранность груза, товар расхищают обычные участники дорожного движения…

Рассказывать об используемых Ассоциацией Охранных Предприятий ОНЭКС способах и средствах предотвращения хищения смысла нет, так как многие недоступны для небольших компаний и частных лица. Поэтому подробно остановимся на том, как избежать такого вида хищения груза, как грабёж/разбой с использованием формы и автомашины сотрудников ГИБДД.

Первое, что нужно знать – нет законных оснований не останавливаться по требованию инспектора.

Однако, четкое и полное знание отдельных пунктов Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД от 2 марта 2009 г. N 185, позволит оценить ситуацию и принять правильное решение. Выучите наизусть п.63 и 64.
А он (п.63) гласит следующее:

Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

• установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
• наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
• наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
• необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
• необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
• выполнение распорядительно-регулировочных действий;
• необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 Административного регламента);
• необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
• проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
• проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)”.

По последнему пункту очевидно, что инспектор всегда может найти причину для остановки вашего транспортного средства вне поста ГИБДД.

В п.64. того же регламента сказано, что требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленного на транспортное средство. При этом, для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

Обратите внимание на на наличие жетона, длину прически, а также обувь этого сотрудника Госавтоинспекции.
Итак, не совершая никаких правонарушений, следуя вдали от населенных пунктов, видим перед собой а/м с цветографической схемой ГИБДД и человека в форме сотрудника полиции, указывающего жезлом на наш автомобиль и указывающего место для остановки транспортного средства.

Не останавливайтесь! Ни в коем случае!

Далее следуют три варианта развития событий.

Первый и самый распространенный: инспектор оставит этот факт без внимания, т.к. согласно п.72. Регламента “В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке …. в зависимости от конкретной обстановки сотрудник может:
– передать информацию дежурному, другому наряду сотрудников;
– преследовать и (или) принудительной остановить транспортное средство”.
Инспектор ГИБДД прекрасно понимает, что принимая меры по преследованию, создавая аварийную ситуация – и не имея достаточных доказательств вины водителя в совершении правонарушения, он может сам себе создать проблемы.
Незамедлительно проинформируйте своё доверенное лицо о попытке остановки а/м вне населенного пункта. По нашим данным в 90% случаев не остановки транспортного средства остаются без внимания. Естественно, что на ближайшем стационарном посту необходимо остановиться и сообщить об инциденте (возможны варианты). Постарайтесь запомнить и назвать марку и номер машины, пытавшейся вас остановить.

Второй вариант – лихая погоня. Он маловероятен, поскольку требует оперативного задействования нескольких патрульных автомобилей и принятия других экстренных мер, вплоть до объявления плана перехвата. Поэтому инспектора, как правило, решаются на его воплощение только в крайних случаях. Когда есть достаточные данные подозревать водителя или пассажиров в совершении преступления.
Но иногда «посчастливится» встретить ну очень принципиального инспектора, который пользуясь своими полномочиями, включит сирену и наперевес с громкоговорителем бросится за нерадивым водителем. В любом случае, если уж началась погоня, тут лучше всего не шутить с полицией и остановиться, поскольку они вполне могут применить к водителю автомобиля силовые меры. Например, перекрыть дорогу, открыть стрельбу и т. д. О факте преследования, где на какой трассе, на каком километре незамедлительно сообщите людям, которые следят за вашей перевозкой.

В третьем варианте – сообщение о нарушителе другим постам, при таком развитии событий водитель доедет только до ближайшего поста и причиной остановки уже будет нарушение ПДД, а именно невыполнение остановки по требованию первого инспектора ГИБДД. Конечно, в этом случае юридически грамотный водитель первым делом поинтересуется причиной его остановки в первый раз и если речь идет о совершении им правонарушения, потребует доказательств. Второму инспектору предъявить нечего, ведь он не видел правонарушения, даже если оно и было, значит не вправе составить протокол. Нужен тот, первый инспектор.
В любом случае, если водитель ведет себя спокойно и уверенно, а сотрудникам ГИБДД, остановившим его, особо нечего предъявить, то, скорее всего, его просто отпустят. В худшем варианте штраф до 800 рублей.

Таким образом, наш практический совет – сразу не останавливаться, а на ближайшем посту ГИБДД известите сотрудников полиции о произошедшем.

В среднем в месяц ОНЭКС сопровождает 600 машино-рейсов. Только 1-2 раза в месяц возникает ситуация, когда водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД. Из 19 таких случаев за 2016 год, только один раз было организовано преследование машиной ГИБДД. Так вот после того как сотрудник ГИБДД через громкоговоритель, на а/м с включенными проблесковыми маячками, дал указание к остановке, водитель плавно остановился. Перед этим охранник уже проинформировал оперативного дежурного, положил телефон, находящийся на связи, в доступное место. А водитель по рации попросил коллег-водителей, идущих в попутном направлении замедлиться.
Оформили протокол, наложили штраф, но это далеко не самое худшее развитие ситуации.
В случае, если бы это оказались злоумышленники, не остановка сразу дает возможность уведомить тех, кого считаете нужным, а также привлечь внимание к происходящему со стороны остальных участников движения.

Очень важный момент – это сопровождение машин, следующих в автоколонне. Естественно, что движение колонной безопасней, чем движение одиночного транспортного средства. Но при различных вариантах проведения охранных мероприятий этот – один из самым сложных. Сложность заключается в том, что всё гладко в договоре и на словах. Как бы чётко не прописывали обязанности перевозчика и охраны по организации движения в колонне, практика жёстко всё расставляет по своим местам.

Пример из жизни. Необходимо организовать вооружённое сопровождение 3-х автомашин, следующих колонной из Москвы в Санкт-Петербург.

При заключение договора отдельно прописываем:
– движение осуществляется колонной;
– охранник сопровождает груз в кабине каждого транспортного средства;
– оговариваем, будут ли остановки на отдых, если да – то конкретно согласовываем место и время отдыха водителей;
– письменно и несколько раз устно просим перевозчика довести вышеуказанные пункты до водителей. Получаем подтверждение перевозчика, что водители проинформированы.

Принимаем груз под охрану, проверяем пломбы, целостность тентов, тросов, доводим до водителей согласованный маршрут – и начинается:

 

  • “я еду 90 км/ч и не собираюсь ехать 70 как этот Камаз”
  • “я только-что с выгрузки – сутки не спал и еду на стоянку отдыхать”
  • “я еду всегда до С.-Пб. без отдыха”
  • “я в этом населённом пункте не ночую, мне больше нравится такой-то”
  • “а мне хозяин машины сказал сначала заехать масло поменять”

 

И это только начало! После серии телефонных звонков по цепочке: старший наряда охраны –> оперативный дежурный –> начальник группы сопровождения грузов –> перевозчик – > хозяин машины -> водитель.
Далее в обратном порядке, при этом учитываем, что информация по мере её передачи имеет свойство искажаться. Итак, через 1,5–2 часа, когда все переругаются, колонна трогается в путь.
Наступает два-три часа ночи, и один из водителей говорит: “Всё – я больше не могу, и никто меня не заставит ехать”.

Поэтому, если заказчик/перевозчик и охрана приняли решение на движении колонной, знайте, комплекс мер по организации и подготовке движения автомашин в колонне значительно шире, чем при движении одиночного транспортного средства.
Если вы занимаетесь этим самостоятельно, в обязательном порядке проконтролируйте следующие моменты:

  • режим отдыха водителя;
  • готов ли каждый водитель двигаться в установленном режиме;
  • подбирайте автомобили с примерно одинаковым скоростным режимом;
  • обяжите владельцев предоставлять технически исправное транспортное средство.

Мы всегда готовы помочь в организации подобных мероприятий и за 11 лет в перевозках наработали большой практический опыт сопровождения как единичных транспортных средств, так и колонн.

Как мы работаем

В пакет услуг, которые мы предоставляем, уже включена наша система контроля нахождения сотрудников. Местоположение специально запрашивается каждые 30 минут, а также постоянно выводится информация о координатах в реальном времени. Архив перемещения хранится 3 месяца. В состав оперативно-дежурной службы входит диспетчер, который контролирует нахождения сотрудников каждые 3 часа с составлением отчета об их местоположения с анализом перемещения. Основная задача оперативного дежурного, вовремя среагировать на внештатные ситуации. Такие как, например, необоснованные остановки.
У каждого сотрудника имеется 2 телефона. Первый – корпоративный для контроля, а также свой личный.
Все убывающие в рейс сотрудники имеют одноразовые, номерные металлические тросовые пломбы диаметром 8 мм, которые устанавливаются и вносятся в акт приёма-передачи груза. Имеется возможность установки запорно-пломбировочных устройств типа «Краб».
При необходимости оказания охранных услуг в виде сопровождения на а/м охранной организации, в нашем распоряжении 20 а/м Дэу Нексия, с цветографической окраской нашего охранного предприятия (схемы оклейки и цвета согласованы с ГИБДД и ЛРО С.-Пб.), все машины оборудованы проблесковыми огнями и рациями, работающими в УКВ-диапазоне. В рейс всегда отправляются два вооруженных охранника-водителя, которые по необходимости всегда могут сменять друг друга.
Завершая статью, напомню, что убытки от хищений обходятся гораздо дороже, чем обученная и подготовленная охрана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *